Есть в мире народ, история жизни которого уходит к корням христианства, это египетские копты. Слово копты отражает как верование, так и их национальность. Живут копты в Египте, составляя на сегодняшний день не более 9% всего состава населения этой страны (около 6-8 миллионов человек). Есть общины коптов и за рубежом, там живет порядка 1 миллиона коптов. Но нас интересовали не эти статистические данные, а сам этот не многочисленный народ. Они же наши братья по вере.
Святым местом для христиан коптов является монастырь, названный в честь первого монаха копта Антония, что расположен у гребня гор, идущих с севера на юг вдоль Аравийской пустыни. В этой пустыне нет воды, только редкие источники в расщелинах гор. Дождей там вообще нет, только частые песчаные бури, несущие миллионы тонн мелкого песка-пыли с пустыни Сахары через Ливию, к берегу Красного моря и далее к Синаю. На юге эта пустыня граничит с Нубийской пустыней и сливается с ней. Температура воздуха в пустыне не понижается ниже + 20 даже зимой, разве что ночью бывает довольно холодно, а днем совсем пекло, бывает и +40 по Цельсию. Песок и камни нагреваются под лучами солнца до готовности кухонной плиты, хоть яишницу поджаривай на раскаленных камнях. Босиком здесь не пройдешь.
Наш туристический маршрут пролегал от берега Красного моря до горного хребта, с востока на запад через Аравийскую пустыню. Нам повезло – мы не шли пешком под палящими лучами солнца, как это сделал первый монах Египта святой Антоний, а за ним и святой Павел, про него так же будет речь в моем рассказе. Комфортным для нас был туристический автобус с кондиционерами, да пригодились запасы газированной воды в наших рюкзачках. Многочасовая поездка по шоссе позволила нам даже немного поспать.
Подъезжаем к горной гряде, дорога привела нас к монастырю. Водитель ставит автобус на парковку, а мы приводим себя в порядок, женщины надевают платки на свои головы, мы готовы видеть и слышать все об этом святом месте. Пройдя через ворота, входим в жилой городок с постройками из камня и глины (специально смотрел – следов цемента не нашел). В первую очередь увидели шпили колоколен входных ворот. Своеобразные кресты на шпилях.
Пройдя через ворота, гид заводит нас в свечную лавку с церковными товарами. У нас глаза разбежались на все, что было в этом маленьком магазинчике. Но нам отведено всего 3 минуты, по выходу из лавочки мы видим идущего к нам старичка в темной одежде, с длинной седой бородой и улыбающимся лицом. На голове у него темная шапочка в виде капюшона с белым узорчатым рисунком, внутри которого маленькие крестики, по шесть штук с каждой стороны. Каждая группа крестиков обрамлена узорчатой рамочкой. Это настоятель монастыря отец Антоний. Мы не знаем, какое имя у него было в мирской жизни. Все настоятели этого монастыря всегда носили и носят имя Антоний, в честь первого пришельца в эти места – святого Антония.
Гид здоровается с Антонием, а мы улыбаемся старцу. Антоний внимательно выслушал гида (сам гид копт, и не раз бывал в этом монастыре, с настоятелем хорошо знаком). Думаю, что гид сообщил о. Антонию всю информацию о нашей группе, которую получил от нас, таких болтливых, за время поездки в автобусе. Отец Антоний был доволен полученной информацией, видно было это по его улыбке и настроению. Внимательно осмотрев нашу группу, он подозвал к себе юношу из состава нашей группы, через переводчика гида предложил ему с согласия родителей оставить на его руке специальный рисунок — знак.
На правой руке юноши настоятель рисует силуэт, в котором мы узнаем святого Антония. Этот обычай рисовать на руке образ святого пришел во времена, когда завоеватели арабы запретили коптам носить нательные крестики. Для коптов силуэт святого Антония зачастую наносится татуировкой, дабы не смыть его довольно долго, а в нашем случае пригодилась простая шариковая ручка. Почему то остальным туристам такой рисунок не достался.
Начинается экскурсия по монастырю. Идем вверх по каменным ступеням в музей — мельницу монастыря. Выходим на площадку, на ней расположены раритеты истории жизни древних коптов. Это каменные жернова, деревянные механизмы с железными скобами, отдельно стоит медный колокол, по виду не новый. Здесь же лежат две трех метровые деревянные колонны когда то разрушенного храма. Есть даже одна каменная капитель. Заходим в помещение мельницы. Очень тесно, с трудом в нем поместилась вся наша группа, но мы довольны.
Антоний рассказывает историю мельницы, ее устройство, показывает отдельные ее механизмы. Почти все части мельницы выполнены из дерева. Сейчас это музейные экспонаты. Антоний с удовольствием фотографирует туристов на их фотокамеры.
Главной постройкой в монастыре является храм во имя св. Антония. Первозданный храм 13 века до наших дней не сохранился, но в сегодняшнем его восстановленном виде почти вся история жизни и веры коптов. В первую очередь, это относится к настенным фрескам – иконам. Все они прошли реставрацию в прошлом веке.
Алтарь старой церкви не имеет иконостаса, есть деревянное ограждение от зала церкви. На левой стороне изображена Божия Матерь на троне, на ее руках – младенец Иисус Христос. С правой стороны от входа в алтарь – изображения святых Антония и Павла, а над ними – ворон с хлебной лепешкой в клюве, несет им еду. Изображение ворона есть в обоих монастырях, как у Антония, так и у Павла. Интересна история про ворона. Когда Павел удалился в горы, уйдя от мира людей, ворон стал носить ему еду в виде половины хлебной лепешки. В один из дней к Павлу пришел его учитель – св. Антоний, так в тот день ворон принес им на трапезу целую лепешку.
Все стены храма покрыты фресками, на них – святые, крупным планом изображение св. Георгия на коне, побеждающего Змия. Фрески частично не восстановлены по причине утери части их изображения. В истории монастыря были периоды, когда монастырской братии в нем не было, а жили там арабы завоеватели. Копоть от их костров, где они готовили себе пищу прямо в храме, скрыла от взглядов и поругания изображения святых, но в то же время и сохранила для нашего времени. Сразу обращаю внимание на особенность иконописи – все святые изображены с выразительными глазами, как будто подчеркивается, что от их взгляда не уйдет ни один момент нашей сегодняшней земной жизни. На самом деле, так оно и есть.
После посещения церкви, как и после литургии в наших храмах, о. Антоний пригласил всю нашу группу на трапезу. Это было отдельное помещение, продолговатой формы с овальным потолком. Вся мебель в трапезной (стол, скамейки) как монолиты, выполнены из камня и полированной глины. Мы рассаживаемся на каменных скамьях, а Антоний раздает каждому из нас целую хлебную лепешку! Трапеза началась …
Во главе трапезного стола восседает Антоний, рядом с ним переводчик. Начинается проповедь, а мы поедаем свои лепешки. К сожалению, перевод с арабского идет на английский, но тишина стоит как будто нас там и нет. С английского перевод для меня ведет мой сын Артемий. Всю проповедь я записал на видеокамеру, храню эту запись. Интересным моментом в проповеди было утверждение о. Антония об отношении к деньгам. Не надо делать из них культа, не надо посвящать жизнь накоплению богатства. Но и разбрасывать результаты своего труда не надо, бережно употребляя в своей жизни накопленный в банкнотах и монетах свой труд на благие дела.
Так как я не могу сейчас представить читателям весь текст той проповеди Антония, то отвлекусь на объяснение, кто же такие копты? Копты – христиане. Но в истории народов бывают трагические моменты. К примеру, у нас был раскол среди христиан России в средние века, от нас отделились раскольники, это отдельная тема. Так и у коптов в их истории был серьезный момент. Во время проведения Халкидонского Собора (это 4-й Вселенский Собор) в 451 году, копты не приняли догмат Собора о двойственной природе Иисуса Христа – Божественной и человеческой. Они стали утверждать, что веруют только во единую Божественную природу Христа. Отсюда возникло название этой особенной группы христиан – «монофизиты». К выводу о наличии у Христа только Божественной природы присоединились Армянская церковь, Эфиопская, Сирийская. Такой раскол существует и в наши дни. Но по вере своей копты ни чем не отличаются от остальных христиан мира. Церковная служба идет не на арабском, а на чисто коптском языке, как и у нас в Русской православной церкви – на церковно славянском. Литургия у них более древняя. Но для причастия Св. Дары берут руками, а отпивают из Св. Чаши из рук священника. Конечно, исповедь обязательна, а в храм входят без обуви. Календарь церковных праздников включает Рождество Христово, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Божией Матери. Есть отдельный интересный праздник – День прибытия Святого семейства в Египет – 19 мая. Каждое 21 число месяца празднуют Богородицу.
Про историю коптов могу долго говорить, но мы уже закончили трапезу, лепешки съедены, отец Антоний умолк, на лице его улыбка. На прощание он согласился на фотографию с нами.
Продолжение нашего путешествия было в монастыре святого Павла. Это ученик святого Антония, его жизненный путь похож на жизнь Учителя. Уединение в горах от мира людей, от мира греха, постоянная молитва и пост – вот атрибуты его жизни. Автобус быстро доставил нас к монастырю св. Павла. Это почти рядом, там же в горах, а по меркам тех далеких дней святые ходили друг к другу на духовные беседы за неделю пути по пустыне. Сразу привлекает к себе внимание интересная архитектура зданий на склоне горы – это жилища монахов. На крышах верхних этажей – множество куполов с крестами, это маленькие домашние храмы, можно молиться прямо в жилище. Но для нас вход закрыт. На стене у входных ворот монастыря изображение святых Антония и Павла. Одежда их – рубище, правые руки святых благословляют всех входящих. Территория монастыря огромна. Видны небольшие бригады рабочих-коптов, идет строительство, ремонт стен зданий. Нас же заинтересовал храм монастыря. Идем по лабиринту тесных улочек монастыря, подходим к храму. При входе в него над дверью изображение святого Павла, а над ним парит ворон с куском лепешки. На стенах храма фрески — иконы, виден алтарь с иконостасом и завесой, а на бордовом ее полотнище – изображение Спасителя на троне, в правой руке Его – семь голубых звезд. В одном из приделов храма висит под потолком большая лампада, тусклый свет освещает наши лица. Священник копт начинает обряд елеопомазания. Указательным пальцем правой руки берет масло из лампады и касается лба, нижней части шеи и рук подошедшего к нему. Изображается знак креста, что означает излияние Божией милости на помазуемого. Получили эту милость Божию и мы.
Со стен храма на нас смотрят святые, глаза их широко раскрыты, а руки расположены кистями на груди и расставлены в стороны. Они что-то говорят нам, а жест их рук понятен – не надо так жить, как мы живем сейчас, покайтесь …
В одном из помещений монастыря есть источник пресной воды, вход заперт на замок, над входом – изображение святого Павла и ворон с куском хлебной лепешки в клюве. Священник открыл нам вход в пещерку, а там — небольшой колодец с каменным руслом из него. Вода очень холодная и кристально чистая. Нам позволили утолить свою жажду.
После выхода из монастыря наша группа едет в дикую местность – в горы, где расположено последнее жилище святого Антония. Это его пещера. Она находится на большой высоте на склоне горной гряды. У подножия ее – храм в честь Креста и Воскресения Христова.
Храм построен в горе, как бы пещера. Очень красиво выполнена передняя стена его. Распятие слева, каменный валун по центру – это дверь с надписями, круглый вход в храм. В правой части от входа — изображение последнего пути в земной жизни Христа, Его бичевание, Камень поругания, часть Его биографии.
Наш взгляд обращен в горы — видим лестницу вверх, по ней множество паломников идут к жилищу Антония. Уже при расставании гид сообщил нам — 1600 ступеней до пещеры. А сейчас мы не знаем, что не всем по силам этот путь. Энергично переступаем через две ступеньки, чуть не бежим, обгоняя медленно идущих. А вход к Антонию так и не видно нам. Минут через 40 спортивного марафона и мы встали, сердце бьется, одышка. А вверх и за поворотом — сотни людей, их фигурки вдали уже как точки. Хорошим отдыхом для нас была остановка у храма. Примерно в середине пути он стоит на ровной площадке. У входа множество обуви, зайти невозможно из-за тесноты, в основном там копты. Мы не стали нарушать их молитву, отдыхаем и ждем отставших. Вся группа в сборе, идем мы снова вверх. Ступени эти устали считать, а всего их сотни, и все вверх, да вверх. А время к полудню, и ветра нет, один зной, и тишина. Наш разговор между собой улетает куда то в горы и далее, все как в космосе, но притяжение земли мы ощущаем все отчетливее и сильнее. Взгляд вдаль, назад, в пустыню — видим море песка, покрытое маревом горячего воздуха, а ниже нас все так же люди муравьи, ползут к нам вверх по серпантину лестницы. А впереди и вверх — все те же муравьи, но на фоне высоченной горы, и опять как точки, и не видно их на россыпи камней.
Как покорители Монблана, мы уже у цели. Ровная площадка, сотни две людей (там, у входа их целая толпа) и темная дыра в скале. Каким то чудом мы совсем у входа. Идти здесь можно только по одному — по сути, это щель в скале. Там полный мрак и блики фонарей. Метрах в десяти от входа тропа ведет нас вниз и сразу левый поворот. Две ниши справа сбоку, высота не более метра. Кто мог — стоит здесь на коленях, краткая молитва. В углу — записок ворох. На стене — изображение Антония, а чуть выше — Христа икона. Остановки не было у нас, прошли пещеру мы и снова в щель на выход. Вот так он жил здесь безо всего. Но в то же время было все, и был здоров Антоний, да знал он больше нас, и много лет прожил в горах.
Вам я рассказал не все, а только то что я увидел и хорошо запомнил. Очень хорошо и подробно про Антония рассказал его ученик Афанасий Александрийский. Составил он жизнеописание Антония Великого, его путь в мир борьбы с грехом и жизнь его в молитве и посте. Житие святого Антония есть в интернете, на православных сайтах, к примеру на: http://www.pravoslavie.ru/
Евгений Терентьев об увиденном и услышанном в Египте.
просмотрели (111)