Евангелие от Матфея 17:14-23
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
Мы стараемся приходить в воскресный день в храм потому, что здесь мы чувствуем близость нашего Отца Небесного. Здесь мы можем отстраниться от суеты, бесконечных повседневных дел, забот и побыть наедине с Богом. Очистить душу свою от всего, что её тяготит и насытить её благодатью Духа Святого. А эта благодать становится необходимой людям чаще всего тогда, когда приходит в их жизнь какая-то беда, какое-то тяжелое потрясение и человек понимает, что своими силами ему не справиться и другие люди не в состоянии ему помочь. И вот, тогда, когда, казалось бы, рушится всё, тогда рождается в глубине души этот вопль к Богу о помощи, о спасении. И этот вопль не бывает не услышанным. На него всегда приходит ответ.
Вот так и сегодня в Евангельском повествовании от Матфея, мы слышим, как к Господу приходит отец, измученный болезнью своего сына, который одним кажется психически не здоровым мальчиком, а другие уверены, что в нем поселился нечистый дух. И это действительно так. Отрок бесноватый. И бес, желая его погубить во время припадков, бросает его, то в огонь, то в воду и только милостью Божьей, ребёнок остается живым. Но в то же время, его мучения не знают предела, так же, как и мучения его отца, на глазах которого все это происходит и который не в силах помочь своему любимому чаду. И вот он приходит сначала к ученикам Господа и просит об исцелении. Он надеется, что они помогут. Но откуда у него такая надежда? От того она появилась в этом человеке, что апостолы получили от Господа власть исцелять болезни и изгонять нечистых духов. Они проповедовали по Галилее и по другим землям Израильским, но теперь они ничего не могут сделать, потому что сила проявляемая нечистым духом – велика. И апостолы смущаются. Они не чувствуют в себе уверенности, что смогут одолеть эту болезнь. И вот тогда, уже почти отчаявшись, отец бросается к самому Христу, Сыну Божьему, и просит: «Помоги! Ученикам Твоим говорил я, взывал к ним о помощи, а они ничего не смогли сделать». И Господь отвечает довольно тяжелыми для восприятия словами. Он как бы восклицает, возмутившись в душе Своей: «О род неверный и развращенный, до каких пор Я буду с вами, доколе Я буду терпеть вас?!». К кому обращены эти слова? Наверняка они обращены не к нечистым духам. Они обращены к людям, которые здесь собрались и которые являются представителями всего народа иудейского, к которым, прежде всего, и пришел Господь Спаситель. И которые не приняли Его, которые не поверили в Него. Которые Его отвергли… Вот эта толпа вскоре будет кричать: «возьми, распни Его. Нет у нас другого царя, кроме Кесаря…». И ученики, слыша эти слова, почувствовали в них обличение и для самих себя. Они, потеряв веру, уподобились этой толпе. Они, прежде избранные в проповедников, апостолов теперь тоже стали родом неверным и развращенным… И Господь говорит им: «До каких пор Я буду с вами, и буду терпеть вас…Ваше малодушие…Ваше маловерие…Ваше отступничество». Действительно, неужели пока Господь рядом с ученикам они сильны, они на что-то способны? Теперь Его не было не долгое время, Он восходил на гору Фавор вместе с лучшими из апостолов и когда его не стало рядом, другие уже потеряли веру в силу и действенность благодати Духа Святого, которую Господь им доверил. И вот теперь они уже побеждены. По сути сказать: побеждены этим злым нечистым духом. Они находятся в бездействии. Господь просит, чтобы мальчика привели к Нему и изгоняет нечистого духа. Конечно же отец рад. Он благодарен Христу. Благодарен Богу за такую великую милость, а ученики наедине спрашивают: какая же причина того, что они не смогли изгнать нечистого духа? И вот слышат определенный ответ: «За неверие ваше…» А через некоторое время, Господь начинает предупреждать их о надвигающихся тяжелых временах. Он говорит, что наступает время, когда Сын Человеческий будет схвачен людьми и будет убит и в третий день воскреснет из мёртвых. Несколько раз Господь будет говорить об этом Своим ученикам, но они не могут воспринять эти слова во всей их силе и глубине. Им кажется, что это какая-то притча. Они не хотят с этим соглашаться. Они не готовы это принять. Как же их любимый учитель будет отвержен, будет убит… А что означает: воскреснет? Это совсем им неведомо… И вот эти слова грозные, слова предупреждения, которые были обращены к апостолам, они, по сути, обращены ко всей Церкви. И это значит и к нам с вами… Господь, как бы и нас спрашивает: До каких пор, Я буду с вами и буду вас терпеть? До каких пор мы будем жить так, словно Христа рядом с нами нет? Задумаемся над этим. Ведь очень часто мы забываем о том кого должны возлюбить всей душою, всем сердцем, всем помышлением своим… И начинаем жить на земле руководствуясь не Его заповедями, а своей греховной волей. Подчиняемся законам этого мира, стараемся угождать людям, которые живут, не зная Господа. И так, получается, что мы становимся Его предателями. Становимся на сторону Его врагов и тем показываем свое маловерие или неверие. А ведь для чего Господь избрал Своих учеников? Для того, чтобы они показывали миру Его присутствие здесь. Когда люди не будут видеть Христа, они будут видеть учеников. Ученики своей же жизнью будут свидетельствовать, что Христос здесь, что Он не оставил нас.
Точно так же и мы с вами должны свидетельствовать о том же. Люди, глядя на нас, должны видеть, что Христос с нами. А когда это будет происходить? Наверное тогда, когда мы станем немножко похожи на Него. Чтобы нам не только называться христианами, но и быть таковыми на деле. А что мы видим, прежде всего, во Христе? Видим Его любовь, Его сострадание к людям, Его умение прощать всех. Желание помочь. Стремление даже жизнь свою отдать за тех, кто не верит в Него. И вот, сегодняшний Евангельский рассказ об исцелении бесноватого мальчика, как раз показывает это. Показывает любовь Божью. Ведь Он творит Свои дивные дела не для того, чтобы Его люди прославляли, не для того, чтобы всех к Себе привлечь. Ведь это тоже такое искушение: в мире, где так много страданий, зла, несправедливости можно делать добро для того, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание, всеобщее уважение и любовь. И так делается многими. И получается, что добрые дела творятся не ради Господа, а ради лицемерия, тщеславия и гордыни. А Господь творит добро просто потому что не может его не творить. И слава человеческая Ему совершенно безразлична. Он видит тех, кто находится в беде и несёт им избавление. И к этому Он призывает Своих учеников. Призывает к тому, чтобы они, когда окажутся перед лицом какой-то страшной беды, катастрофы, не потеряли бы веру в то, что любовь, добро – всё могут победить. Любое зло и несправедливость. И с этой верой, пусть даже придется умереть, но эта смерть не будет на самом деле смертью. Она будет шагом для вхождения в вечную, истинную, блаженную жизнь. Постараемся и мы с вами научиться этому и с сегодняшнего Евангельского рассказа. Будем верить, что все-таки добро и праведность одержат победу над злом и грехом, которые, кажется, так часто царствуют в этом мире…
просмотрели (31)